Экономико-географическое положение (ЭГП) Н.Н.Баранский так определял понятие «экономико-географическое положение»: «Это отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории». Таким образом, при характеристике экономико-географического положения области необходимо указать ее положение относительно соседних территорий, транзитных транспортных путей, государственных границ и т. д. Современное «соседское» положение области можно оценить как благоприятное для функционирования и развития ее хозяйственного комплекса. Тюменская область своими поставками газа отчасти восполняет Свердловской области дефицит ее топливно-энергетического баланса и дефицит сырья для лесопромышленного комплекса. Пермская область и Башкортостан с их мощной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью являются поставщиками нефтепродуктов и сырья для химической промышленности. Курганская область — важный источник продовольствия. Соседи способствуют развитию в Свердловской области традиционных отраслей ее хозяйственного комплекса и выступают как потребители ее продукции — труб и оборудования для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. |
Важное значение для развития
хозяйственного комплекса Свердловской области имеет ее положение внутри
государства. Она расположена на стыке двух экономических зон, имеющих разный
уровень экономического развития и разную специализацию хозяйства. В период
индустриализации область стала форпостом для индустриального развития восточных
районов, что заставляло государство вкладывать в ее экономику значительные
средства на модернизацию существующих отраслей промышленности (черная, цветная
металлургия) и на развитие новых (машиностроение, химическая промышленность).
Внутреннее положение области сказалось и в период Великой Отечественной войны.
Отдаленность от театра военных действий — одна из причин эвакуации сюда
многочисленных предприятий, что во многом изменило структуру хозяйства области в
целом и структуру машиностроительного комплекса в частности.
Территория Свердловской области в
силу ее внутреннего положения между западной и восточной экономическими зонами
обеспечивает транзитные связи между ними. Одновременно, благодаря
транзитным транспортным артериям, она и сама имеет широкие связи как с западной,
так и с восточной зоной, получая сырье и топливо с востока, а продукцию
обрабатывающей промышленности — с запада.
Экономико-географическое
положение, по выражению Н. Н. Баранского, «есть категория историческая». Оно, в
отличие от положения математического и физико-географического, меняется во
времени.
Если рассматривать ЭГП
Свердловской области с этой точки зрения, то следует отметить, что в начальный
период промышленного развития края (начало
XVJII
в.) его ЭГП, и прежде всего транспортно-географическое положение, было
неблагоприятным. Действительно, расстояние почти в 2000 км от Урала до Москвы в
условиях транспортной техники начала
XVIII
в. служило очень большим препятствием для освоения этой территории. Лишь
благодаря водному очень длинному и небезопасному пути (реки Чусовая — Кама —
Волга — Ока — Москва) уральский металл и изделия из него попадали в Центральную
Россию. Ø
Ø Чтобы добраться от Чусовой слободы до
Москвы, первому «железному каравану» потребовалось 11 недель и 6
дней. Из них на ходу были 8 недель и 4 дня, а стояли 3 недели и 2
дня, так как «железные караваны» плыли только днем, а ночью
останавливались.
«Чусовая — река каменистая, быстрая,
крутолуковая, береги, утесы каменные...» — писал начальник первого
каравана Семен Розанов, объясняя свои ночные стоянки.
Несколько улучшилось транспортно-географическое положение Среднего Урала в связи со строительством здесь во второй половине XIX в. железных дорог. Ø
Ø Первой железной дорогой, давшей выход металлу Среднего Урала на запад, стала горнозаводская линия Пермь — Нижний Тагил — Екатеринбург (1873—1878). Она соединила друг с другом основные центры горнозаводской промышленности Среднего Урала и обеспечила уральскому металлу доступ к берегам Камы. После постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени (1883—1885) образовался единый путь от берегов Камы до бассейна Оби. Это улучшило транспортно-географическое положение Среднего Урала, но связи с общей сетью железных дорог России у него не было. Она появилась благодаря проложенной в 1896 г. линии Екатеринбург — Челябинск, которая в Челябинске соединялась с Самаро-Златоустовской железной дорогой.
В 1899 г. Сибирская железная
дорога была проложена до Иркутска, что связало Средний Урал с Сибирью. В том же
году была сдана в эксплуатацию линия Пермь — Вятка — Котлас, которая стала еще
одним выходом на запад. А в 1906 г., когда ее провели от Вятки дальше, через
Вологду на Петербург, уральские грузы получили выход и к портам Балтийского
моря.
В последующие годы оно продолжало улучшаться благодаря строительству новых железных дорог (например, линия Екатеринбург — Казань — Москва представляет собой самый прямой путь из Свердловской области в центр) и транзитных автомобильных дорог с твердым покрытием (Московский, Сибирский, Челябинский тракты).
В настоящий момент внутриматериковое положение области в отдалении от государственных границ несколько затрудняет для нее развитие рыночных отношений с зарубежными странами. Таким образом, экономико-географическое положение Свердловской области менялось со временем, но в целом его можно расценивать как благоприятное, способствующее развитию хозяйственного комплекса этой территории. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Назовите основные элементы, характеризующие географическое положение территории нашей области? 2. Какими показателями можно охарактеризовать территорию области? Как определить, большая это территория или маленькая? 3. Назовите и покажите естественные рубежи, по которым проходят границы Свердловской области. повышенный уровень сложности 1. Укажите наиболее важные общие особенности физико-географического положения территории области 2. Назовите наиболее важные особенности ее экономико-географического положения. 3. Какое значение имеет удаленность территории Свердловской области от государственных границ России? 4. В чем проявляется влияние «соседского» положения области на развитие ее хозяйственного комплекса? |