География Свердловской области Электронный учебник

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Географическое положение

Экономико-географическое положение (ЭГП)

Н.Н.Баранский так определял понятие «экономико-географическое положение»: «Это отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории». Таким образом, при характеристике экономико-географического положения области необходимо указать ее положение относительно соседних территорий, транзитных транспортных путей, государственных границ и т. д.

Современное «соседское» положение области можно оценить как благоприятное для функционирования и развития ее хозяйственного комплекса. Тюменская область своими поставками газа отчасти восполняет Свердловской области дефицит ее топливно-энергетического баланса и дефицит сырья для лесопромышленного комплекса. Пермская область и Башкортостан с их мощной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью являются поставщиками нефтепродуктов и сырья для химической промышленности. Курганская область — важный источник продовольствия.

Соседи способствуют развитию в Свердловской области традиционных отраслей ее хозяйственного комплекса и выступают как потребители ее продукции — труб и оборудования для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. 


Важное значение для развития хозяйственного комплекса Свердловской области имеет ее положение внутри государства. Она расположена на стыке двух экономических зон, имеющих разный уровень экономического развития и разную специализацию хозяйства. В период индустриализации область стала форпостом для индустриального развития восточных районов, что заставляло государство вкладывать в ее экономику значительные средства на модернизацию существующих отраслей промышленности (черная, цветная металлургия) и на развитие новых (машиностроение, химическая промышленность). Внутреннее положение области сказалось и в период Великой Отечественной войны. Отдаленность от театра военных действий — одна из причин эвакуации сюда многочисленных предприятий, что во многом изменило структуру хозяйства области в целом и структуру машиностроительного комплекса в частности.


Территория Свердловской области в силу ее внутреннего положения между западной и восточной экономическими зонами обеспечивает транзитные связи между ними. Одновременно, благодаря транзитным транспортным артериям, она и сама имеет широкие связи как с западной, так и с восточной зоной, получая сырье и топливо с востока, а продукцию обрабатывающей промышленности — с запада.

Экономико-географическое положение, по выражению Н. Н. Баранского, «есть категория историческая». Оно, в отличие от положения математического и физико-географического, меняется во времени.

Если рассматривать ЭГП Свердловской области с этой точки зрения, то следует отметить, что в начальный период промышленного развития края (начало XVJII в.) его ЭГП, и прежде всего транспортно-географическое положение, было неблагоприятным. Действительно, расстояние почти в 2000 км от Урала до Москвы в условиях транспортной техники начала XVIII  в. служило очень большим препятствием для освоения этой территории. Лишь благодаря водному очень длинному и небезопасному пути (реки Чусовая — Кама — Волга — Ока — Москва) уральский металл и изделия из него попадали в Центральную Россию. Ø


Ø Чтобы добраться от Чусовой слободы до Москвы, первому «железному каравану» потребовалось 11 недель и 6 дней. Из них на ходу были 8 недель и 4 дня, а стояли 3 недели и 2 дня, так как «железные караваны» плыли только днем, а ночью останавливались.

«Чусовая — река каменистая, быстрая, крутолуковая, береги, утесы каменные...» — писал начальник первого каравана Семен Розанов, объясняя свои ночные стоянки.


Несколько улучшилось транспортно-географическое положение Среднего Урала в связи со стро­ительством здесь во второй половине  XIX  в. железных дорог. Ø 

 

Ø Первой железной дорогой, давшей выход металлу Среднего Урала на запад, стала горнозаводская линия Пермь — Нижний Тагил — Екатеринбург (1873—1878). Она соединила друг с другом основные центры горнозаводской промышленности Среднего Урала и обеспечила уральскому металлу доступ к берегам Камы. После постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени (1883—1885) образовался единый путь от берегов Камы до бассейна Оби.

Это улучшило транспортно-географическое положение Среднего Урала, но связи с общей сетью железных дорог России у него не было. Она появилась благодаря проложенной в 1896 г. линии Екатеринбург — Челябинск, которая в Челябинске соединялась с Самаро-Златоустовской железной дорогой.

В 1899 г. Сибирская железная дорога была проложена до Иркутска, что связало Средний Урал с Сибирью. В том же году была сдана в эксплуатацию линия Пермь — Вятка — Котлас, которая стала еще одним выходом на запад. А в 1906 г., когда ее провели от Вятки дальше, через Вологду на Петербург, уральские грузы получили выход и к портам Балтийского моря.

В последующие годы оно продолжало улучшаться благодаря строительству новых железных дорог (например, линия Екатеринбург — Казань — Москва представляет собой самый прямой путь из Свердловской области в центр) и транзитных автомобильных дорог с твердым покрытием (Московский, Сибирский, Челябинский тракты).

В настоящий момент внутриматериковое поло­жение области в отдалении от государственных границ несколько затрудняет для нее развитие ры­ночных отношений с зарубежными странами.

Таким образом, экономико-географическое по­ложение Свердловской области менялось со вре­менем, но в целом его можно расценивать как бла­гоприятное, способствующее развитию хозяйствен­ного комплекса этой территории.

  

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 Простой уровень сложности

 

1.        Назовите основные элементы, характеризующие географическое положение территории нашей области?

2.        Какими показателями можно охарактеризовать территорию облас­ти? Как определить, большая это территория или маленькая?

3.        Назовите и покажите естественные рубежи, по которым проходят грани­цы Свердловской области.

 

повышенный уровень сложности

 

1.   Укажите наиболее важные общие особенности физико-географического положения территории области

2.   Назовите наиболее важные особенности ее экономико-географического поло­жения.

3.   Какое значение имеет удаленность территории Свердловской обла­сти от государственных границ России?

4.   В чем проявляется влияние «соседского» положения области на развитие ее хозяйствен­ного комплекса?