География Свердловской области Электронный учебник

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оптимизация природопользования


Экологическая экспертиза. Прогноз и мониторинг. Оптимизация природопользования опирается на научное обоснование хозяйственных проектов. Уральские ученые работают не только над решением конкретных задач экологизации технологических процессов. В академических институтах и высших учебных заведениях разрабатываются фундаментальные экологические проблемы. Специалисты проводят экологическую экспертизу действующих, строящихся и проектируемых предприятий, составляют прогнозы.

 

Решение экологических проблем невозможно без научной экологической экспертизы и прогноза. Экологическая экспертиза — это оценка экологической ситуации в зоне действия предприятия, существующего или проектируемого. На основании анализа сложившейся ситуации (для проектируемых предприятий — методом аналогов) разрабатываются первоочередные мероприятия по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду.

 

Прогнозирование — предсказание развития ситуации, разработка научно обоснованных суждений о состоянии природной среды и тенденциях ее развития для принятия решений по рациональному природопользованию. По временному охвату прогноз может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Прогноз может быть региональным (для всей области или крупной ее части) и локальным — в сфере воздействия на природную среду конкретного крупного предприятия.

Прогноз может быть поисковым, отвечающим на вопрос «Что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?», или нормативным, показывающим, как достичь желательных состояний на основе заданных норм, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос «Как, какими путями достичь желаемого?».

Прогноз осуществляется на основе специальных эколого-географических исследований с использованием методов аналогии, экспертных оценок, статистической экстраполяции и имитационного моделирования. Крайне важна разработка комплексных прогнозов, охватывающих и природу, и общество, прогнозов динамики геосистем, эколого-экономических систем, в которых должны быть увязаны максимально возможные темпы экономического роста, социального развития и экологически допустимый уровень загрязнения (или качества) окружающей природной среды.


Институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук — крупный экологический центр области и страны. Здесь всесторонне исследуется влияние промышленной среды на людей, растения и животных. Руководит институтом академик В. И. Большаков.

Центр экологической безопасности УрО РАН проводит экологические экспертизы и составляет прогнозы развития экологической ситуации. Экологическими проблемами занимаются также научно-исследовательские и проектные институты, кафедры вузов, Свердловский филиал Русского географического общества.

С января 1989 г. приступил к работе Областной комитет по охране природы. Им сформированы межрайонные и городские комитеты. Комитет осуществляет государственный контроль за природоохранной деятельностью предприятий, учреждений, организаций, решает вопросы по возникающим неблагополучным экологическим ситуациям, координирует природоохранную деятельность как государственных, так и общественных организаций.


Мониторинг — информационная система, основные задачи которой — наблюдение и оценка состояния природной среды, испытывающей влияние антропогенного воздействия, с целью рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Наиболее развитой системой мониторинга является контроль за загрязнением водной и воздушной среды. Осуществляется он Уральским управлением по гидрометеорологии и контролю природной среды. Большая работа проводится также областной санитарно-эпидемиологической станцией.

Концепция экологической безопасности

Как отмечалось в начале темы, 16 июня 2004 года  Правительство Свердловской области приняло Концепцию экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года.

Концепция разработана во исполнение решения Совета общественной безопасности Свердловской области от 13.03.2002 г., в целях обеспечения конституционного права граждан на благополучную окружающую среду.

Концепция является основой для планирования, разработки и реализации целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и практической всех органов управления Свердловской области, учебных и научных учреждений, а также общественных экологических организаций.

Для достижения целей экологической безопасности определены основные направления и приоритетные меры по реализации Концепции.

Основными направлениями деятельности по улучшению качества окружающей среды являются:

1. Сокращение объема валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства (прежде всего в металлургическом и топливно-энергетическом комплексах) на основе внедрения современных технологий и экологически более чистого топлива. Это позволит существенно (в разы) снизить содержание загрязняющих веществ (пыли, оксида углерода, оксидов азота и серы, тяжелых металлов, органических соединений) в отходящих газах.

 Особое внимание должно быть уделено сокращению загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, включая меры по расширению использования экологически чистых видов топлива, применению нейтрализаторов отработавших газов, оптимизации транспортного движения в населенных пунктах, выводу транзитного и грузового автомобильного транспорта из жилых микрорайонов.

2. Сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства и реконструкции очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь в системе жилищно-коммунального хозяйства, расширения использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях.

3. Сокращение объема образования и размещения отходов производства и потребления, создание условий для безопасного захоронения особо опасных отходов путем обеспечения комплексного использования сырья на горно-металлургических и других промышленных предприятиях, внедрения малоотходных технологий.

Приоритетной является разработка проектов и строительство (оборудование) комплексов и полигонов по обезвреживанию, утилизации и безопасному хранению особо опасных (токсичных) отходов. Особое внимание должно быть уделено мерам по реформированию системы организации безопасного сбора, размещения, переработки и утилизации бытовых отходов, привлечению к этому виду деятельности предприятий малого бизнеса.

4. Обеспечение безопасного функционирования потенциально опасных природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов путем создания системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (включая ядерно-радиационно опасные объекты), внедрения методов и вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Приоритетным является сокращение числа особо опасных техногенных объектов и вывод их из районов массовой жилой застройки.

Мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды, должны быть в приоритетном порядке реализованы на территориях с экологически неблагополучной обстановкой и наибольшим негативным влиянием на здоровье населения, проживающего на этих территориях (города Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Ревда, Краснотурьинск, Красноуральск, Серов, Кировград, Верхняя Пышма, Асбест, Полевской и Реж).

Концепция также определяет пути решения важнейших задач по реабилитации здоровья населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов среды обитания. Среди них:

— снижение и предотвращение риска вредного влияния на здоровье населения факторов загрязнения среды обитания, прежде всего химического загрязнения;

— сокращение численности населения, подверженного влиянию неблагоприятных факторов среды обитания путем реализации мер по обоснованию и обустройству санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и объектов, включая отселение населения, проживающего в этих зонах;

— обеспечение населения питьевой водой и продуктами питания стандартного качества за счет организации очистки водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, увеличения доли чистых подземных вод в общем объеме водопотребления, обустройства водоохранных зон, внедрения современного оборудования, технологий и систем водоочистки, реконструкции и замены водопроводных сетей централизованного водоснабжения;

— расширение использования экологически чистых природных территорий с целью организации оздоровления и отдыха населения путем создания инфраструктуры и обеспечения административной поддержки развития природных парков, сохранению пригородных лесов и лесопарков, других особо охраняемых природных территорий, которые могут функционировать в качестве курортных зон, зон отдыха, мест занятия спортом и туризмом.

Рациональное использование природных ресурсов и восстановление природных комплексов должно быть основано на комплексном использовании и глубокой переработке невозобновляемых ресурсов, а по возобновляемым ресурсам дополняться мерами по их воспроизводству и обеспечению устойчивого развития природного потенциала.

1. Внедрение энерго-, ресурсосберегающих и малоотходных технологий, организация переработки отходов производства и потребления будут осуществляться с учетом опыта и результатов, полученных в последние годы в ходе реализации политики энергосбережения, за счет усиления контроля за комплексным использованием минеральных ресурсов, переработки техногенных образований в горно-металлургической отрасли и топливно-энергетическом комплексе. Особое внимание должно быть уделено деятельности по созданию и развитию инфраструктуры и производственных мощностей по переработке отходов потребления.

2. Рекультивация нарушенных земель, реабилитация загрязненных территорий, повышение качество и продуктивности почв будут обеспечиваться за счет реализации мер, направленных на сокращение площадей рудных отвалов, золоотвалов, шламонакопителей, реабилитацию особо загрязненных и опасных территорий в экологически неблагополучных городах, санацию загрязненных почв, вывод из эксплуатации земель, находящихся в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, а также усиления контроля за внесением в почву органических и неорганических удобрений и биодобавок с целью снижения и предотвращения дополнительного загрязнения земель химическими веществами, микроорганизмами и гельминтами.

3. Охрана и восстановление лесных ресурсов будут обеспечиваться за счет более полного использования расчетных лесосек, повышения комплексности потребления лесных ресурсов, увеличения объемов глубокой переработки древесины на основе передовых технологий.

4. Расширение особоохраняемых природных территорий и использование их в качестве рекреационных зон, в первую очередь, будут достигаться в результате обеспечения устойчивого функционирования действующих особоохраняемых природных территорий. В дальнейшем предусматривается их расширение и развитие, в том числе в направлении использования природных парков в качестве рекреационных зон, а также использование перспективных территорий с наличием минеральных вод, которые могут применяться для санаторно-курортного лечения и использоваться как лечебно-столовые воды.

5. Сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира предусматривается за счет реализации научно-обоснованных мер по их рациональному использованию и защите, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом. Одновременно должна быть оказана поддержка охотничьим, рыбным и иным хозяйствам, осуществляющим меры по сохранению и воспроизводству редких животных и растений. Предусматривается оказание поддержки традиционному природопользованию, осуществляемому малочисленными народами.

Управление экологической безопасностью предусматривает

1. Создание и развитие интегрированной системы экологического и социально-гигиенического мониторинга, мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений на основе использования современных геоинформационных технологий.

Предполагается объединение информационных ресурсов различных территориальных и ведомственных систем, осуществляющих наблюдение за состоянием здоровья населения, окружающей среды, природных ресурсов и потенциально опасных объектов на единой информационной, технической и методической основе.

Должно быть обеспечено качественное улучшение прогнозно-аналитической работы при обработке результатов мониторинга, обеспечении органов государственной власти, местного самоуправления, организаций природопользователей информацией об экологической ситуации, причинах, динамике, масштабах и направлениях изменения качества окружающей среды, оценке угрозы этих изменений для здоровья человека, определении предупредительных мер и принятии корректирующих действий по предупреждению чрезвычайного развития событий, прогнозированию сценариев возможных последствий и оценки ущерба.

2. Использование методологии оценки и управления рисками влияния на здоровье населения факторов загрязнения среды обитания при принятии управленческих решений по обеспечению экологической безопасности в качестве приоритетного направления планирования социально-экономического развития территорий, бюджетного планирования и формирования социально и экологически ориентированной политики развития организаций природопользователей.

3. Создание эффективной системы предупреждения, снижения рисков и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, природно-антропогенного и антропогенного характера, призванной обеспечить устойчивое функционирование особо опасных объектов, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

4. Создание единой областной системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, направленной на обеспечение улучшения состояния здоровья населения и сокращение случаев экологически обусловленных заболеваний.

5. Совершенствование методов экономического регулирования экологической безопасности, направленных на стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение объемов финансирования природоохранных мероприятий.

Предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого планирования при формировании расходов областного и местных бюджетов, направленного на создание условий наибольшего благоприятствования для внедрения и тиражирования инновационных проектов, обеспечивающих существенное повышение экологической безопасности Свердловской области;

6. Повышение эффективности административного регулирования, государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля, развитие системы добровольной сертификации и технического регулирования деятельности, оказывающей негативное воздействие на здоровье населения и окружающую среду.

7. Обеспечение устойчивого функционирования системы непрерывного экологического и санитарно-эпидемиологического образования и просвещения населения, позволяющей воспитать активную гражданскую позицию отдельной личности и всего общества. Должна быть продолжена деятельность по поддержке экологического образования и воспитания населения, прежде всего детского возраста. В рамках решения этой задачи предусматривается также создание системы переподготовки и аттестации специалистов, принимающих решения в сфере управления экологической безопасностью, путем более активного привлечения к этой деятельности ученых высших учебных заведений и Уральского отделения Российской академии наук. Для экологического просвещения должны шире использоваться возможности средств массовой информации.

8. Обеспечение достоверной экологической информацией и воспитание экологической культуры населения, развитие общественного экологического движения и поддержка неправительственных экологических организаций, которые должны осуществляться в комплексе с использованием возможностей созданной системы непрерывного экологического воспитания и образования. Общественное экологическое движение должно рассматриваться как в качестве союзника в реализации экологической безопасности, так и в качестве источника инициатив по ее обеспечению.

 

вопросы и задания

 

1. Перечислить основные направления оптимизации природопользования

2. Приведите примеры реализации основных направлений рационального использования природных ресурсов на конкретных предприятиях нашей области?

3. В чем заключается сущность основных принципов экологизации технологических процессов?

4. Объясните сущность ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий. Приведите примеры внедренных в производство таких технологий.

5. В каких отраслях хозяйства особенно важно внедрение безотходных или малоотходных технологий?

6. В каких отраслях необходим и возможен переход на бессточные системы водоснабжения?

7. Какие основные направления оптимизации природопользования характерны для коммунального городского хозяйства?

8. Сформулируйте правила экологически грамотного поведения человека в городе, при выполнении производственных задач, на отдыхе в лесу или на берегу реки?